«Мы помним наших героев
и гордимся их победами»»
- Введение
- Основные формы и методы организации учебного процесса
- Реализация проекта
- 1 Всероссийские молодежные исторические квесты
- Помощь детям войны
- День Неизвестного солдата
- Письмо Победы
- Всероссийская акция «Георгиевская ленточка»
- Благоустройство памятных мест
- Возложение цветов к памятникам участникам Великой Отечественной войны
- «Бессмертный полк»
- Проведение всероссийской акции «Дерево Победы»
- Вахта памяти
- Заключение
- Литература
Введение
Мы проживаем в удаленной от крупных городов сельской местности. Из-за этого возникает ложное впечатление, будто мы оторваны от современной жизни, где у молодежи есть возможности реализоваться как общественной личности. Мы хотим развиваться, получать знания и мы хотим, чтобы наша жизнь была достойной и насыщенной событиями!
И мы подключились к всероссийскому волонтерскому движению- Российскому Движению Школьников. В год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне по всей стране был сформирован Всероссийский волонтерский корпус 75-летия Победы. Преемником корпуса стало Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» (далее – Движение). Его организацию поддержал президент Российской Федерации. Волонтеры победы входят в одну из направлений Российскому Движению Школьников. Основными направлениями работы Движения являются: помощь ветеранам, благоустройство памятных мест и воинских захоронений, волонтерское сопровождение парадов Победы и народного шествия «Бессмертный полк», Всероссийские исторические квесты и акции.
Оно объединяет более 180 000 человек из 85 субъектов Российской Федерации.
Мы стали первыми волонтерами нашего школьного отряда. Нам было нужно начать всё с нуля и пропустить идею волонтерства через себя. Реализация проекта «Волонтеры Победы направлена на создание условий повышения вовлеченности обучающихся нашей школы в движение Волонтеров Победы, укрепление патриотического сознания.
формирование у обучающихся исторической памяти о Великой Отечественной войне, обеспечение эффекта сопричастности молодого поколения к великим историческим событиям путем вовлечения в волонтерскую деятельность.
создать в школе штаб «Волонтеры Победы» для волонтерской деятельности;
— определить направления деятельности Волонтеров Победы;
— развить интерес у обучающихся к военно-историческому прошлому;
— утвердить в сознании патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историческому прошлому России;
— оказать социальную помощь детям войны.
Практическая значимость проекта:
Материал проекта может быть использован учащимися во внеурочной и урочной деятельности.
обучающиеся 1-9 классов, дети войны.
— сформировать и развить интерес к истории своей страны, к Великой Отечественной войне;
— воспитать чувство уважения к заслугам и подвигам народа и героев – воинов в Великой Отечественной войне;
— активизировать участие обучающихся по направлениям деятельности движения «Волонтеры Победы».
Сроки реализации проекта: долгосрочный проект, в стадии
(свыше 5 лет) (начало январь 2020год).
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Муниципальное образование Арзамасского муниципального района Нижегородской области
МБОУ Новоселковская СШ
срок реализации 3 года, возраст 11-16 лет
Составитель: педагог дополнительного образования
Рабочая программа дополнительного образования по социальному направлению «Я — волонтер» разработана на основе:
— требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Новоселковская СШ;
— планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Новоселковская СШ ;
— программы формирования универсальных учебных действий основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Новоселковская СШ;
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
6. Пропаганда здорового образа жизни обучающихся.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного — собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer — доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации — это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.
Общая характеристика программы
Программа дополнительного образования «Я — волонтёр» рассчитана на учащихся 11 – 16 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю с 14:00-15:30.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий
— в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
— в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
— в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
— коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности, коллективности и проектности.
предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.
в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия».
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются социальные проекты школьников. Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи ветеранам Вов и труда, акции милосердия, «Дети – детям») преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
• коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
• предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
• самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
• организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;
• конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
• законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Место кружка в учебном плане.
Программа дополнительного образования «Я — волонтер» адресована учащимся в возрасте лет, рассчитана на , на ее изучение отводится 2 академических часа в неделю); 1 год – 72 ч., 2 год – 72 ч., 3 год – 72 ч.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей;
способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно- познавательную деятельность ребенка. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируются в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально.
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
освоения программы «Я — волонтёр»:
· формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
освоения программы «Я — волонтёр» проявляются в:
круга приёмов составления разных типов плана;
— расширении круга структурирования материала;
— умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
организовывать волонтёрскую деятельность;
оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
· духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
· патриотическое и гражданское воспитание – благоустройство школы;
· здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
· формирование толерантности
Содержание курса дополнительного образования
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры учатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Участие в акциях и конкурсах. Учащиеся разрабатывают Акции и мероприятия спортивно-массового характера, с привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.
Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни.
Раздел 6. Благотворительная деятельность волонтера. Волонтёры на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Лекционные и практические занятия при реализации программы, предусматривают включение учащихся в практику, образовательные тренинги в данном направлении. Оказание посильной помощи органам школьного самоуправления, педагогам, учащимся в соответствии с направлениями деятельности отряда.
Информирование школьной общественности о целях и задачах своей деятельности, о мероприятиях, проводимых в рамках разработанных программ, проектов и т.д.
Распределение времени по разделам программного материала (сетка часов)
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся 1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО: методические материалы в 5 частях / сост. : И. Г. Вертилецкая, Т. В. Душенина и др. . – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014
1. Волонтерское движение
2. Институт волонтёрства
3.Отряд волонтерского движения
4. Устав волонтера
5. Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде
6. Волонтёрский отряд «Планета друзей»
7. Союз волонтерских организаций и движений
“Эра милосердия прошла?”
9. Волонтёрское движение “Милосердие”
10.Психологическая работа с волонтерами
Планируемые результаты освоения учащимися программы дополнительного образования
· историю волонтерского движения в России и в мире;
· права и обязанности волонтеров,
· основные направления деятельности волонтерских отрядов,
· основные формы работы волонтеров,
· организовывать и проводить различные мероприятия для пропаганды ЗОЖ
· проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
· проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
· аргументировано отстаивать свою позицию;
· адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
· издавать агитационную печатную и видео продукцию;
· формировать собственное портфолио;
· принимать общечеловеческие ценности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Я — ВОЛОНТЕР»
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Реализация проекта
Под девизом «Мы помним!» активно работаем по основным направлениям деятельности «Волонтеров Победы», которыми являются:
— помощь детям войны;
— организация и проведение Всероссийских акций, благоустройство аллей памяти, памятных мест, участие в праздновании Дня Победы и в шествии Бессмертного полка. Итак, переходим к основным направлениям нашего проекта
1 Всероссийские молодежные исторические квесты
Исторический квест – новый игровой формат знакомства с историей, который набирает популярность среди молодежи. 2 февраля 2018 года обучающиеся 8 класса приняли участие в квесте «Сталинградская битва». Он был посвящен 75-летию победы в битве.
Школьники встретились в школьном музее. Для участия в квесте учащиеся поделились на две команды. Каждая команда состояла из пяти человек.
После этого игроки отправились на станции квеста.
За успешное решение заданий на каждой станции команда получала баллы. Задания были интересными и разнообразными – учащимся предстояло вспомнить основные переломные даты битвы, назвать важные вехи в истории, перечислить фамилии полководцев, ответить на вопросы викторины.
На карте, изображающей схему военных действий, учащиеся расставили бумажных солдатиков в соответствии с основными направлениями ударов советских войск по войскам противника. Каждая команда получила диплом участника. Победителям квеста вручили символическую награду: медаль «За оборону Сталинграда». Квест «Игра 1944. Дети победы» Посвященная 75 летию снятия блокады Ленинграда. В ходе испытаний ребята должны были узнать какой была война в глазах детей, познакомились с биографией ребят, защищая город Ленинград. Ребята инсценировали те суровые года.
Помощь детям войны
Всего в селе проживает 13 детей Великой Отечественной войны. Особой помощи детям войны мы не оказываем, так как проживают с детьми или сами еще трудоспособными. Но мы постоянно поддерживаем связь с ветераном труда, бывшем учителем нашей школы. Приглашаем на праздники, посвященные различным тематикам
День Неизвестного солдата
С 2014 года в России 3 декабря отмечается День Неизвестного солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за её пределами. Мы так же принимает участие в этой акции.
Волонтеры Победы из нашей школы провели акцию «Чтим .Помним.Гордимся». Мы вышли на центральную улицу поселка, чтобы напомнить жителям как важно чтить память о героях, помнить своих предков и гордиться ими!
Письмо Победы
Сколько бы ни прошло лет со дня великой Победы, нельзя забывать о подвиге наших соотечественников. Сказать слова благодарности и поздравить ветеранов мог каждый желающий через строчки писем.
Все ребята серьезно и ответственно подошли к написанию посланий. В каждом из них они смогли выразить уважение, гордости.
Всероссийская акция «Георгиевская ленточка»
С 2013 года в нашем поселке проводится акция «Георгиевская ленточка». Добровольцы ООШ № 32 ежегодно принимают активное участие в ее организации. Волонтеры поздравляют жителей села с наступающим Днем Победы, раздают георгиевские ленточки на улицах села, в магазинах. Каждый год акция проводится с 24 апреля по 9 мая включительно.
Благоустройство памятных мест
Ежегодно весной и осенью, вооружившись перчатками и мусорными пакетами, учащиеся школы убирают сухую траву, очищают от пыли и грязи памятник односельчанам-участникам Великой Отечественной войны Каждую весну учащиеся высаживают перед памятником цветы, ухаживают за клумбами.
Возложение цветов к памятникам участникам Великой Отечественной войны
Каждый год, в преддверии Дня Победы, мы вспоминаем всех тех, кто ценой своей жизни отстоял мир и защитил нашу Родину. Жители села и учащиеся школы возлагают цветы к памятнику участникам Великой Отечественной войны и чтят минутой молчания память воинов, погибших на фронте. Мы проводим мероприятие посвященные Дню Победы в школе
«Бессмертный полк»
Первая в России акция «Бессмертный полк» прошла 9 мая 2012 года в Томске.
Она была организованна работниками местной телекомпании Сергеем. Лапенковым, Сергеем. Колотовкиным и Игорем. Дмитриевым. Главным символом акции с 2015 года стал журавль, взлетающий в небо на фоне пятиконечной звезды. Он символизирует души воинов, павших во время ВОВ.
Бессмертный полк полк проходит в 89 государствах мира.
8 мая по улицам села проходит колонна полка школьников и учителей держа в руках штендеры с фотографиями ветеранов Великой Отечественной Войны.
Проведение всероссийской акции «Дерево Победы»
течение трех лет наша школа участвует во Всероссийской акции «Дерево Победы». Она ежегодно проходит с 25 апреля по 6 мая. Мероприятие проводится в школьном дворе. Ребята и учителя высаживают саженцы деревьев.
В феврале в России стартовала Всероссийская акция по совместному просмотру отечественных фильмов, посвященных ключевым датам истории России, – «24 кадра Победы». К данной акции присоединились и обучающиеся нашей школы. Основная ее цель — познакомить школьников с событиями ВОВ с помощью фильмов. Для этого был проведен коллективный просмотр лучших отечественных кинолент. Каждый фильм посвящался определенной исторической дате. Например, в январе 2020 года отмечалось 75-летие снятия блокады Ленинграда. На уроках истории учащиеся просматривали документальные фильмы «Дневник памяти», «Убитое детство». Эти фильмы о том, что пережили дети и подростки блокадного Ленинграда. Просматривают и художественные фильмы
Вахта памяти
В вахту памяти входят: свеча памяти и часовой у знамени Победы. Эта акция была призвана вспомнить, как тяжело далась Победа.
Мы, как и вся страна, в честь 75-летия снятия блокады Ленинграда присоединились к акции «Свеча в окне» и блокадный хлеб,почтили память жертв тех дней зажжением свечи. Мы, правнуки Победы, должны помнить о подвиге ленинградцев. Своим примером они показали всю силу нашего народа. Также в течение всего января активисты Движения проводили беседы, посвященные 75-летию снятия блокады Ленинграда.
Хлеб выпекался по рецептам, разработанным в местном НИИ хлебопекарной промышленности. В начале блокады зимой 1941 года хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной жмых и отруби. Затем в ход пошли мучная сметка, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, мука из березовых почек, сосновой коры, ветвей березы, шрота и семян дикорастущих трав – полыни и щавеля, опилок древесины. В течение всей блокады рецепт хлеба менялся в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии.
Блокада Ленинграда длилась 872 дня (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года). Точное число ее жертв до сих пор не известно. По разным оценкам, количество погибших составило от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек.
Итоги нашей деятельности в рамках проекта:
— создали школьное отделение всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»;
— повысили интерес у обучающихся к военно-историческому прошлому;
— оказали социальную помощь детям войны;
— включились в социально-значимые мероприятия по направлениям деятельности Волонтеров Победы;
— подготовили фотоколлаж и презентацию работы Волонтеров Победы по основным направлениям деятельности.
Заключение
Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» — это самое массовое добровольческое движение в нашей стране. Школьное отделение всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» под девизом «Мы помним!» активно ведет работу по основным направлениям деятельности. Наш проект живет, развивается. Мы хотим, чтобы наша деятельность была продолжена обучающимися младших классов, чтобы они расширили круг деятельности и разнообразили формы работы.
Литература
- Буковшина О. Н. Школа – центр патриотического воспитания / О. Н. Буковшина // Воспитание школьников. – 2016. – № 1. – С. 40-42.
- Кузькина Е. Волонтерство как социокультурная практика / Е. Кузькина // Учитель. – 2016. – № 3. – С. 52-53. – Библиогр.: с. 53 (2 назв.).
- Ресурсы сети Internet
- Федоренкова Е. Роль волонтерского движения в социализации школьников