Проект организации волонтёрского отряда «Всё в твоих руках!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
организации волонтёрского отряда
«Всё в твоих руках!»
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках”.
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.
Планируется организация волонтёрского отряда на базе одного класса, а в дальнейшем его пополнение учащимися, ведущих здоровый образ жизни.
Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление школьного сообщества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче, с целью оказания позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность, в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный — равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, акции, оформление информационных буклетов. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
1. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
2. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
3. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
4. Возродить идею шефства (пока над младшими школьниками) как средства распространения волонтерского движения.
5. Создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, ПАВ в подростковой среде.
6. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни.
1. Учащиеся класса
2. Родители
3. Классный руководитель класса
4. Учитель физкультуры
5. Учитель музыки
- Внутришкольный (с выходом в социум района)
- Долгосрочный (3 года)
Условия для организации волонтерского движения
- Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
- Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления и др.).
- Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск буклетов. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в праздниках, встречах, соревнованиях.
Проект реализуется в три этапа:
Направления реализации практического этапа проекта:
- Оздоровление классного коллектива
- Подготовка к волонтёрским мероприятиям
Содержание деятельности по реализации проекта
Анализ воспитательной среды образовательного учреждения в контексте данной проблемы.
Руководитель волонтёрского отряда (кл. руковод.)
Анализ общешкольных результатов мониторинга «Здоровье».
Изучение методических рекомендаций по организации молодёжных волонтёрских отрядов
Определение стратегии и тактики деятельности.
Составление плана реализации проекта.
Составление примерной сметы по реализации проекты.
Составленный проект, готовый к реализации.
1 направление: Мероприятия, направленные на оздоровление классного коллектива
1. Оформление «ДЕРЕВА ЗДОРОВЬЯ» Для родителей и ребят на старте проекта создаётся ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ, где они размещают свои личные обязательства: похудеть на N-е количество килограмм, курить меньше на N-e количество сигарет, делать зарядку, чистить зубы каждый день, мыть руки перед едой, не пить газированные напитки и т.д. На деревьях ребята не только «дают обещания», но и могут размещать свои отзывы о тех или иных событиях проекта.
2. Конкурс плакатов, фотоколлажей «Быть здоровым – здорово!» Цель: презентация в живой занимательной форме ценностей здоровья и здорового образа жизни. Реализация: школьники получают задание создать плакат, фотоколлаж (или просто – коллаж), или – даже — карикатуру на тему здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни. Это могут быть высказывания мудрецов древности или наших современников, юмористические картинки соответствующей тематики. Итог: плакаты и коллажи размещаются в классной комнате или коридорах.
2. Тренинг: «Могу ли я сказать: нет!»
(Создание поведенческой установки на неприятие употребления ПАВ, формирование устойчивой жизненной позиции, предотвращающей вовлечение подростков в потребление ПАВ).
3.Спортивные игры «Мама, папа, я – спортивная семья».
4. Конкурс рисунков: «От улыбок хмурый день светлей!»
5. Акция «Послушай!» (письмо сверстнику, который решил попробовать алкоголь или наркотик. Ватман оставляют висеть в классе)
6. Составление Дневника здоровья (как следить за своим режимом дня и т.д.).
2012-2013 уч. г.
В течение года
2 направление: Мероприятия, направленные на подготовку к волонтёрским мероприятиям
1. Организационное заседание волонтерской команды:
— название отряда, девиз, форма
— знакомство с правилами деятельности волонтёра;
-принятие заповедей волонтёра
— эмблема отряда
— посвящение в волонтёры, клятва
2. Составление плана работы по пропаганде ЗОЖ
3. Изучение истории создания волонтёрских отрядов
4. Диагностирование учащихся (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка информации.
5. Беседы с медицинским работником о ЗОЖ (расширение кругозора учащихся, умение представить полученную информацию сверстникам, родителям).
2013 -2014 уч. г.
3 направление: Проведение волонтёрских мероприятий:
1. Постановка сценки «Мы против» и показ сверстникам, на родительском собрании.
2. Выступление агитбригады «Мы за здоровый образ жизни»
3. Акция «Доброе утро»: учащиеся класса на линейках готовности в младших классах проводят 5-минутки здоровья (упражнения для активации работы мозга: ушки потереть, поляризующее дыхание: вдохнуть одной ноздрей, выдохнуть другой и т.д., массаж пальцев и т.д.)
4.. Акция «Добрый день» Проведение музыкальных перемен.
5. Школьная конференция «Мы то, что мы едим!» информация о газированных напитках, шоколадных батончиках, чипсах, добавках с буквой Е и т.д., Рефрен в обсуждении темы: это вкусно, мне нравится – но стоит ли есть все, что нравится? и зачем стоит смотреть на состав продукта?
8. Оформление и распространение буклетов «Здоровое поколение – мудрое решение!»
9. Оформление и презентация плаката
Руководитель ВО, уч. музыки
Руководитель ВО, волонтёры
Руководитель ВО, волонтёры,
2014-2015 уч. г.
Традиционные мероприятия во время всех направлений практического этапа
1. Проведение классных часов.
- Сила моего тела. Воля и тренировки.
- Что такое «здоровый образ жизни». Человек – дитя природы.
- Что такое экологически чистые продукты.
- Ароматы тела и культура поведения.
- Смех, настроение и наше здоровье.
- Чистота и уют в моём доме – залог моего здоровья.
- Мои физические показатели.
- Разумный рацион питания.
- Умею ли я отдыхать.
- Профилактика простудных заболеваний.
- Чистая атмосфера – здоровый организм.
- Сон как основа жизнедеятельности организма.
- Отрицательные эмоции и настроение.
- Моё здоровье – моё богатство
- Спорт, тренажёры и правильное их использование.
- Болезни «Венеры» и их последствия.
2. Участие в общешкольных спортивных мероприятиях.
- Районный «Осенний кросс»
- Районный кросс «Нации»
- Первенство школы по баскетболу
- Первенство школы по волейболу
- Товарищеская встреча по баскетболу, волейболу с учащимися других классов
- Товарищеская встреча по баскетболу, волейболу между учащимися и педагогами
- Военно-спортивная игра «Зарница»
Более здоровый детский коллектив школы (мониторинг «Здоровье»)
Обработка результатов мониторинга «Здоровье».
Анализ результатов реализации проекта в соответствии с поставленными целью и задачами
Определение перспектив и путей дальнейшего развития деятельности в данном направлении.
Оформление альбома деятельности волонтерского отряда.
Оформленный фотоальбом о работе и результатах волонтёрского отряда.
Работа школьного волонтерского клуба – «Всё в твоих руках» по
1. Дата, название, цель создания, статус клуба.
Наш школьный волонтерский клуб – «Всё в твоих руках» по профилактике наркомании был создан 1 сентября 2012 года. Мы проводим волонтерское движение по острой и актуальной проблеме молодежи, подростков и детей – профилактике злоупотребления психоактивных веществ.
Название: «Всё в твоих руках» — клуб по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа при МАОУ СОШ д. Ямник.
Формирование здорового образа жизни у подростков через вовлечение их в профилактическую работу.
Статус: Школьная организация.
2. Девиз, заповеди, правила, кодекс, устав клуба.
Девиз: «Твоё будущее – в твоих руках!»
Заповеди волонтеров школы
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
- Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
- Помни, что твоя сила и твоя ценность — в твоем здоровье.
- Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
- Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
- Будь генератором идей!
- Уважай мнение других!
- Критикуешь – предлагай, предлагаешь — выполняй!
- Обещаешь – сделай!
- Не умеешь – научись!
- Будь настойчив в достижении целей!
- Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
- Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
- Знаем сами и малышей научим,
Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
Скажем вредным привычкам – НЕТ!
Мы донести хотим до каждого:
Глупо — самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения
алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги “Я — лидер”, “Уверенность в себе”)
- Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
- Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
- День волонтера имел успех.
Желающих много – берем не всех!
Ждет новичков перевоплощение –
Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
С нами веди интересную жизнь!
Думай, когда отвечаешь “нет” и “да”
И помни, что выбор есть всегда!
3. Задачи работы волонтерского клуба.
Задачами школьного общеобразовательного клуба по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни являются следующими:
* Создать и организовать работу молодежного добровольческого клуба «Всё в твоих руках» по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа, пропаганде здорового образа жизни.
* Обучить современным методикам проведения профилактической работы активистов клуба.
* Становление нравственно и физически здоровых детей и подростков, имеющих высокую культуру.
* Содействовать развитию личности ребёнка, раскрытию его творческих способностей;
* Формировать социальный опыт детей и подростков.
* Организационно-методическое и консультативно-информационное обеспечение деятельности общественных объединений по вопросам профилактики наркомании и ВИЧ/СПИДа.
4. Миссия и услуги волонтерского клуба.
- Патриотическое воспитание подростков;
- Организация досуга молодежи;
- Пропаганда здорового образа жизни, профилактика ВИЧ/СПИДА и наркомании;
- Сотрудничество с молодежными общественными организациями.
- Проведение семинаров, тренингов по профилактике наркомании ВИЧ/СПИДУ.
- Подготовка и проведение различных мероприятий
5. Мероприятия, проводимые волонтерским клубом «Всё в твоих руках».
Волонтерский клуб «Всё в твоих руках»» по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни проводит следующие мероприятия:
* Набор и обучение новой группы добровольцев.
* Акция «Спорт вместо наркотиков»
* Акция «Поменяй сигарету на конфету»
* Семинар по теме «Здоровый образ жизни» в 3 классах
* Семинар во 2 классах «Что такое наркомания?»
* Игровая программа по профилактике ПАВ в 8 классах
* Семейная викторина «Семья — счастье и радость»
* Акция «Мы против ВИЧ/СПИДа»
* Конференция «СПИД – смертельная угроза человечеству» в школе в 9 классах
* Акция «Рождественской сказке» (раздача подарков для детского сада)
* Анкетирование 5-11 классов о толерантности.
* Семинар по теме «Твой выбор» в 10-11 кл.
* Акция «Спасем деревню от мусора»
* Акция «Чистая школа»
* Акция «Мы против курения»
6. Достижения волонтерского клуба.
- Проведение акций: «Чистая деревня», «Мы против курения» и другие
- Установление партнерских отношений с различными организациями на территорий сельской Администрации
Положение о волонтерском отряде
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Волонтерский отряд — это добровольное объединение обучающихся, изъявивших желание бескорыстно (без извлечения прибыли) выполнять работу, предоставлять услуги, оказывать поддержку различным социальным категориям населения (инвалидам, детям, пенсионерам и т. д.).
1.2. Волонтерский отряд призван воспитывать обучающихся в духе гуманного отношения к людям, защищать их жизнь и здоровье, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.
1.3. Направления деятельности волонтерского отряда:
— поддержка различных социальных категорий населения;
— экологическое направление;
— пропаганда здорового образа жизни.
^ 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ2.1. Целью волонтерского отряда является развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения их к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).
2.2. Основными задачами являются:
— Подготовка лидеров для работы в среде сверстников
— Создание в учебном заведении условий, позволяющих подросткам своими силами
вести работу, направленную на предупреждение употребления ПАВ
— Организация досуга учащихся как одного из звеньев профилактической работы
— Организация и проведение для подростков семинаров, направленных на профилактику употребления ПАВ и привития навыков здорового образа жизни
— Обеспечение поддержки волонтёрского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива учебного заведения.
^ 3. ПРИЕМ В ЧЛЕНЫ ВОЛОНТЁРСКОГО ОТРЯДА
3.1. Членами волонтерского отряда могут быть обучающиеся, которые добровольно изъявили желание работать в составе отряда , признают и соблюдают данное Положение.
3.2. Прием в члены волонтерского отряда производится на общем собрании волонтерского отряда
^ 4. ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНА ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
— знать и соблюдать цели, задачи и принципы своего отряда
— четко и добросовестно выполнять свои обязательства;
— посещать занятия, обучающие семинары, тренинги и т.д. для повышения уровня своей подготовленности к волонтерской деятельности.
^ 5. ПРАВА ЧЛЕНА ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
Волонтер имеет право:
— вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности в отряде, организации, с которой он сотрудничает;
— участвовать в управлении волонтерским отрядом
— пользоваться атрибутикой и символикой отряда, утвержденной в установленном порядке;
— на создание ему необходимых условий труда, обеспечения ему безопасности, защиты законных прав и интересов во время работы. Условия труда волонтера должны соответствовать требованиям действующего законодательства и нормативных документов, регулирующих данный вид деятельности;
— прекратить деятельность в отряде.
^ 6. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
Руководитель волонтёрского отряда имеет право:
— предлагать волонтеру — члену волонтёрского отряда
-изменить вид деятельности;
— отказаться от услуг волонтера при невыполнении им своих обязательств;
— требовать от волонтера уважительного отношения к партнерам, клиентам, имуществу волонтерского отряда ;
— требовать от волонтера отчета за проделанную работу;
— поощрять труд волонтера.
^ 7. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУКОВОДСТВА ВОЛОНТЕРСКИМ ОТРЯДОМ
7.1. Высшим органом волонтерского отряда является собрание
7.2. Руководитель волонтерского отряда :
— организует деятельность волонтерского отряда ;
— отвечает за сохранность и использование имущества, переданного волонтерскому отряду в пользование;
— ведет документацию волонтёрского отряда установленного образца;
— обеспечивает в рамках своей компетенции создание безопасных условий труда и быта для участников волонтерского отряда ;
7.3. Лидер совместно с руководителем организует деятельность волонтёрского отряда:
— способствует формированию позитивного морально-психологического климата в отряде;
— способствует личностному творческому росту волонтеров; развитию и максимальной реализации их общественной активности; формированию социально ориентированной внутриотрядной организационной культуры;
— осуществляет информационное обеспечение жизнедеятельности волонтерского отряда;
— организует продуктивный, творческий досуг членов отряда и их взаимодействие во внерабочее время.
7.4. Руководитель и лидер волонтерского отряда несут персональную ответственность за психологический климат и безопасность членов отряда.
Обучение членов волонтёрского отряда
Волонтерский отряд
Программа работы волонтерского отряда «Экстренный вызов»
При разработке и реализации программы волонтерского отряда «Экстренный вызов» МКОУ БГО Петровской СОШ учитываются следующие нормативно-правовые документы:
- Организация условий, способствующих оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Закон РФ «Об образовании»;
- Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
- Приказ Министерства образования РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 28.02.2000 г. № 619;
- Федеральный Закон «Об ограничении курения табака» от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
- Федеральный закон «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
- Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-ФЗ;
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного — собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовали появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм
вовлечения подростков в социальную активность призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ. Volunteer — доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации — это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся.
Волонтёрство – это активная развивающая среда, объединяющая в союз единомышленников детей, педагогов и родителей.
Волонтёрство – это не только метод, посредством которого каждый представитель общества может участвовать в улучшении качества жизни, не только эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека и общества. Для
молодых людей – это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь. Помогая другим, они обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам и формируют новые социальные связи. В этом качестве волонтёрство, бесспорно, является ресурсом развития личности.
Данная программа является продолжением работы по вовлечению учащихся в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, эколого-патриотическую пропаганду, пропаганду здорового образа жизни, социальную помощь детям-сиротам, инвалидам, пожилым людям.
Волонтерский отряд МКОУ БГО Петровской СОШ «Экстренный вызов» — это добровольное объединение обучающихся, изъявивших желание бескорыстно выполнять работу по благоустройству памятных мест и территории школы, оказывать поддержку различным социальным категориям населения (инвалидам, детям-сиротам, ветеранам, пенсионерам). Волонтерский отряд призван воспитывать учащихся в духе гуманного отношения к людям, защите их жизни и здоровья, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать воспитанию патриотизма и активной жизненной позиции.
Цели и задачи программ
- Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
- Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
- Создание условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.
- Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства, как средства распространения волонтерского движения.
- Сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
- Предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность.
Основные направления деятельности
- Социальная помощь, детям-сиротам, пожилым, инвалидам, ветеранам.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Эколого-патриотическая пропаганда.
- Творческо-досуговая деятельность.
Педагогические принципы реализации программы
При реализации программы будут применяться следующие принципы:
- добровольности: вступление учащегося в волонтерский отряд осуществляется только по его желанию:
- природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности
- многообразия видов, форм и содержания деятельности.
- свободы и творчества предполагает право выбора.
- социальной активности через включение учащихся в социально-значимую деятельность.
- гуманистической направленности отношений. Субъект — субъектные отношения.
- культуросообразности воспитания. Воспитание ценно тогда, когда оно опирается на традиции и общечеловеческие ценности.
- концентрации воспитания на развитии социальной и общекультурной компетентности личности. Ребенок должен брать ответственность на себя, принимая участие в анализе, планировании, подготовке и организации школьной жизни, сохраняя школьные традиции, проявляя инициативу. Рефлексия стимулирует социальную активность.
Формы и методы реализации программы
В работе используются различные методы:
- Проектный
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Проблемный
- Исследовательский
- Практический
- Методы стимулирования и поощрения
- Логический.
- Беседы.
- Групповые занятия волонтеров для учащихся.
- Создание информационно-обучающих презентаций, плакатов, видео.
- Размещение информации на школьном сайте.
- Акции волонтеров.
- Игры.
- Викторины.
- Мини-тренинги для учащихся.
- Интерактивные игры.
- Игры, конкурсы.
- Акции.
- Спортивные мероприятия
Педагогические технологии, применяемые в процессе
Определяя главные цели программы, как развитие личности и социализация подростка, каждое занятие должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах. В ходе реализации программы используются следующие технологии:
- Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания;
- Технология обучения в сотрудничестве;
- Технология индивидуализации обучения;
- Групповые технологии;
- Технологии коллективного взаимодействия;
- Технология исследовательского (проблемного) обучения
- Технология творческой деятельность
- Организационную основу волонтерского движения составляют учащиеся 5-9 классов.
- В создании и развитии волонтерского движения в школе принимает участие:
- Руководитель – учитель биологии Усова Марина Юрьевна2. Администрация школы.
С помощью администрации решаются многие организационные вопросы. Администрация может помочь в поиске средств, предоставить помещения для работы, поощрить детей за работу.
привлекают родителей учащихся к участию в волонтерских акциях, проводят тематические классные часы по ЗОЖ, согласно плану программы, участвуют в волонтерских акциях совместно с учащимися.
Проектируемым результатом программы является развитие социальной активности учащихся. Основные показатели этого результата:
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной личности;
- овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
- повышения количества и качества участия школы в акциях волонтеров, организуемых районом, городом.
формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях.
выработка эффективных способов сотрудничества педагогов - формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях.
выработка эффективных способов сотрудничества педагогов - выработка эффективных способов сотрудничества педагогов
родителей – воспитанников.
- развитие непрерывной системы экологических знаний, поддержка исследовательской инновационной деятельности.
- создание условий проявления и мотиваций творческой активности учащихся в различных сферах социально-значимой деятельности.
- формирование “доступной среды”
Структура волонтерского отряда
Руководитель + актив
Способы поощрения волонтеров:
- вручение «личной книжки волонтера»;
- благодарственное письмо или грамота администрации школы учащимся-волонтёрам и их родителям;
- поручение ответственных работ;
- публичное признание заслуг с привлечением представителей средств массовой информации или вручение чего-либо при большом скоплении народа.
Раздел : Психология общения.
Теория: Что такое общение. Искусство общения. Дефицит общения. Проблемы в общении. Как научиться общаться. Понятие самовоспитания. Деловое общение. Роль самовоспитания в формировании личности. Самообязательство. Воля. Самоконтроль и самоотчет.
Практика: Беседы «Как стать интересным собеседником», «Взаимопонимание, на чем оно основано». Диагностика коммуникативных навыков. Тренинг коммуникативных умений и свободного говорения. Деловая игра.
Раздел : «Трудные» дети.
Теория: Понятие «трудные» дети. Медицинские, психологические, социальные причины возникновения проблем. Проявления отклонений. Способы решения проблем.
Раздел : Мы в социуме.
Теория: Я – часть социума. Психологические, физиологические особенности людей пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями.
Практика: Исследование микрорайона с целью выявления людей
нуждающихся в помощи. проведение благотворительных акций; оказание
шефской помощь ветеранам, инвалидам, узникам великой отечественной
Оказание социально-бытовой помощи. Организация досуга.
- Популяризация имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.
Встреча с волонтерами – выпускниками школы. Спортивные соревнования.Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности.Ознакомление младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия и др.).Развитие навыков безопасного поведения.Организация условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей. - Встреча с волонтерами – выпускниками школы. Спортивные соревнования.
- Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности.
- Ознакомление младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия и др.).
- Развитие навыков безопасного поведения.
- Организация условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.
- Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся гимназии.
- Теория: Изучение и классификация ПАВ. Воздействие вредных привычек на организм человека. Причины возникновения вредных привычек.
Раздел : Патриот
Теория: Из истории маленькой Родины. Музей. Краеведение. Методика
сбора и фиксации материалов. Научная разработка и построение
выставки по теме проведенного поиска.
Интервью, беседы, фото, биографические исследования, презентации
собранных материалов. Экскурсии к мемориалам и памятникам, уход за
Раздел : Экология.
Теория: Понятие экологии. Глобальные экологические проблемы человечества. Способы сохранения окружающей среды.
Практика: Исследование экологического микроклимата в школе, на территории микрорайона. Акция «Мой уютный школьный двор», “Покорми птиц зимой ”, “Скворечник”. Акция «Мой уютный школьный класс»
Раздел : Азбука права.
Теория: Конвенция о правах ребенка. Уголовная и административная
ответственность несовершеннолетних. Статистика правонарушений среди
Практика: Беседа «Если прав, доказывай»,
Диспут «Искусство жить достойно.»
«Я – гражданин!»
6. ЛИТЕРАТУРА И ЦИФРОВЫЕ
- Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/
- Классные часы на тему: Профилактика вредных привычек 9-11 классы. М.:Глобус
План работы волонтёрского отряда